В учебный план основной образовательной программы образовательной организации основной школы в условиях ФГОС входит предметная область «Общественно-научные предметы», включающая учебные предметы «История» (с учебными курсами «История России», «Всеобщая история»), «Обществознание», «География». В соответствии с утвержденной РИО «Концепцией нового УМК по истории России» и ООП, произошел отказ от системы концентров, где история России изучалась с 6 по 9 класс и затем в 10, 11 шло повторение всего курса. Новая структура курса представлена в линейном виде с 6 по 10 класс, где XX век изучается в 10 классе, начиная с Первой мировой войны. В соответствии с ИКС, преподавание истории в школе должно строиться с учетом следующих концептуальных основ:
1. Культурно-антропологического подхода: в школьных учебниках длительное время доминировала традиционная установка на политическую историю, что приводило к тому, что роль личностей, общественных институтов, социокультурные факторы и повседневность человеческой жизни «уходили в тень». Историко-культурный стандарт предполагает наряду с преподаванием политической истории, в большей степени показывать влияние исторических реалий на судьбы обычных людей.
2. Изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР на уроках истории: способствует формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины. Также учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности.
3. Региональный компонент: история страны через историю регионов: необходимо усилить акцент на многонациональном и поликонфессиональном составе населения страны как важнейшей особенности отечественной истории.
4. Выработка сознательного оценочного отношения к историческим деятелям, процессам и явлениям – важнейшая задача преподавания истории в школе.
5. Использование учебника, как навигатора: в условиях развития средств коммуникации, учебник должен не только давать информацию и предлагать интерпретации, но и побуждать школьников самостоятельно рассуждать, анализировать исторические тексты, делать выводы, искать дополнительный материал. учитель должен способствовать овладению учениками исследовательскими приемами, развитию их критического мышления, обучая анализу текстов, способам поиска и отбора информации, сопоставлению разных точек зрения, различению фактов и их интерпретаций. В методологическом плане учителю целесообразно использовать следующие подходы – научный, многофакторный, многоуровневый, культурологический, антропологический. При этом важнейшим подходом является показ на уроках роли и места человека в истории.
Задачи изучения истории в основной школе:
1) формирование учащихся ценностных ориентаций, направленные на воспитание патриотизма, гражданственности и межнациональной толерантности;
2) воспитание у молодого поколения чувство гордости за свою страну, за ее роль в мировой истории;
3) формирование гражданской общероссийской идентичности, развитие идеи гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества, общества и власти;
4) формирование гражданской активности, осознания прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества. Умение проводить четкую грань между «нормальными проявлениями» гражданской активности и всякого рода экстремизмом, терроризмом, шовинизмом, проповедью национальной исключительности и т.п.;
5) формирование у школьников чувства патриотизма, гордости военными победами предков, осознания подвига народа как примера высокой гражданственности и самопожертвования во имя Отечества;
6) восприятие великого труда народа по освоению громадных пространств, формирование сложного поликонфессионального и многонационального российского социума на основе взаимовыручки, толерантности и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения – как предметов патриотической гордости;
7) формирование понимания прошлого России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, самосознания учащихся, как граждан великой страны с великим прошлым;
8) развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
9) формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.